93. Прочитайте стихотворный отрывок и назовите его автора. Выпишите имя существительное. Определите их род и число.
В свете (м.р.,ед.ч.), диво (ср.р.,ед.ч.), море (ср.р.,ед.ч.), вой (м.р.,ед.ч.), на берег (м.р.,ед.ч.), в беге (м.р.,ед.ч.), на бреге (м.р.,ед.ч.), в чешуе (ж.р.,ед.ч.), жар (м.р.,ед.ч.), богатыря (м.р.,ед.ч.), красавцы (м.р.,мн.ч.), великаны (м.р.,мн.ч.), на подбор (м.р.,ед.ч.), дядька (м.р.,ед.ч.), Черномор (м.р.,ед.ч.)
Автор стихитворения А.С.Пушкин.
94. Почему каждому падежу относятся 2 падежных вопроса? Приведите по по два - три примера существительных, отвечающих на вопросы кто? И что?
Каждому падежу относятся два падежных вопроса, потому что есть одушевлённые предметы и неодушевлённые. Кто? - человек, мама, Лев. Что? - стол, машина, кабинет.
95. Спишите, раскрывая скобки. Над выделенными существительными надпишите их падеж и число.
1. Судья о людях (о - предлог) не по словам, а по делам (дело) (д. п., мн. ч.). 2.Не за свое (за - предлог) дела (в. п., ед. ч.) не берись (не с глаг.), а за своим (за - предлог) делом (т. п., ед. ч.) не ленись (не с глаголом). 3. Почин дороже дела (р. п., ед. ч.). 4. Устал, не от дела (от- предлог) (пр.п., ед. ч.), а от безделья (приставка -без, всегда е). 5. Не спеши (не с глаголом) языком, торопись (торопится) делом (т. п., ед. ч.). 6. Пошло дело на лад, и сам тому рад.
Устал - глагол. уставать, 1 спр., ед.ч., прош.в.,муж.р.
96. Рассмотрите таблицу. Расскажите по ней о том, Какие существительные относятся к первому, второму и третьему склонению. Приведите примеры.
К 1 - ому склонению относятся существительные жен. и муж. рода с окончаниями в имен. п. ед. ч. на -а, -я. Сетка, пакля, юноша, дядя.
Ко 2 - ому склонению относятся существительные муж. р. с окончаниями в имен. п. ед. ч. на согласную и среднего рода с окончаниями на - о, - е. Поле, окно, яблоко, домишко.
К 3 - ему склонению относятся существительные жен. рода с окончаниями в имен.м п. ед. ч. на согласный с - ъ . Радость, мышь, ночь, день.
97. Обозначьте границы предложения, поставив в конце каждого нужно знак. Укажите цифрами склонение имен существительных. На какие две части можно разбить данный текст? О чём говорится в каждой части?
Дом (2) стоял (стой) в глухом(предло+прил.), заброшенном саду (2). Каждую ночь (3) нас будил стук (2) диких яблок(2), падавших с веток (1) на его тесовую (тёс) крышу (1). Дом (2) был завален удочками (1), дробью (3), яблоками (2) и сухими листьями (2).
Мы в нём только ночевали (ночь). Все дни (2), от рассвета (2) до темноты (тёмный), мы проводили на берегах (берег) (2) бесчисленных озер (2). Там мы ловили рыбу (1).
Будил - глагол, 2 спр.; пр.вр., ед.ч., муж.р.
Текст можно разбить на две части. В первой части автор описывает дом. Во 2 части автор рассказывает о том, как и где они ловили рыбу.
98. Выпишите в левый столбик существительные 3 - го склонения, а в правый - не 3 - го склонение. Поставьте ь там, где он необходим. Составьте предложения с выделенными словами.
Молодежь нашей страны уделяет много времени и занятием спортом. Его речь была отрывистой непонятной. Поле колосится золотая рожь. Мы долго шли по лесу и зашли в его самую глушь. Его товарищ работал сталеваром. Луч солнца пробился из-за серых туч.
99. Рассмотрите таблицу " Окончание - е и - и у существительных в единственном числе ". Почему в неё включены только три падежа: родительный, дательный и предложный? Какое правило вы вспомнили? Это правило не относится к существительным с окончаниями на - ия, - ие, - ий!
В таблицу включены только три падежи: родительный, дательный и предложный, потому что только в этих падежах у существительных в единственном числе бывает окончания - е и - и. Мы вспомнили правила " Буквы - е и - и в падежных окончаниях имен существительных в единственном числе ".
100. Выпишите имена существительные недописанными окончаниями вместе с теми словами, от которых задается падежный вопрос. Укажите склонение и падеж.
1. Выйти (1-ое скл., д.п.) к опушке. 2. Расположились (1-ое скл., п.п.) на поляне. 3. Край (1-ое скл., р.п.) рощи. 4. Нет (3-е скл., р.п.) тени. 5. Скрываться (3-е скл.,р.п.) в поросли. 6. Запах (3-е скл.,р.п.) полыни. 7. Играют (3-е скл.,п.п.) в зелени. 8. Купается (2-ое скл.,п.п.) в блеске. 9. Радостно (2-ое скл.,п.п.) на сердце.
Играют - глагол, 1 спр.; наст.вр., 3-е л., ед.ч.
101. Допишите падежные окончания существительных. Обозначьте их склонение и падеж.
Ездили к тетке (1-ое скл, д.п.),
К тетке (1-ое скл.,д.п.) чечетке (1-ое скл.,д.п.)
Сорок четыре
Весёлых чижа:
Чиж на оглобле (1-ое скл.,п.п.)
Чиж на дуге.(1-ое скл.,п.п.)
Чиж на трамвае,
Чиж на машине (1-ое скл.,п.п.),
Чиж на телеге (1-ое скл.,п.п.),
Чиж на возу ....<...>
(С.Маршак и Д.Хармс)
В свете (м.р.,ед.ч.), диво (ср.р.,ед.ч.), море (ср.р.,ед.ч.), вой (м.р.,ед.ч.), на берег (м.р.,ед.ч.), в беге (м.р.,ед.ч.), на бреге (м.р.,ед.ч.), в чешуе (ж.р.,ед.ч.), жар (м.р.,ед.ч.), богатыря (м.р.,ед.ч.), красавцы (м.р.,мн.ч.), великаны (м.р.,мн.ч.), на подбор (м.р.,ед.ч.), дядька (м.р.,ед.ч.), Черномор (м.р.,ед.ч.)
Автор стихитворения А.С.Пушкин.
94. Почему каждому падежу относятся 2 падежных вопроса? Приведите по по два - три примера существительных, отвечающих на вопросы кто? И что?
Каждому падежу относятся два падежных вопроса, потому что есть одушевлённые предметы и неодушевлённые. Кто? - человек, мама, Лев. Что? - стол, машина, кабинет.
95. Спишите, раскрывая скобки. Над выделенными существительными надпишите их падеж и число.
1. Судья о людях (о - предлог) не по словам, а по делам (дело) (д. п., мн. ч.). 2.Не за свое (за - предлог) дела (в. п., ед. ч.) не берись (не с глаг.), а за своим (за - предлог) делом (т. п., ед. ч.) не ленись (не с глаголом). 3. Почин дороже дела (р. п., ед. ч.). 4. Устал, не от дела (от- предлог) (пр.п., ед. ч.), а от безделья (приставка -без, всегда е). 5. Не спеши (не с глаголом) языком, торопись (торопится) делом (т. п., ед. ч.). 6. Пошло дело на лад, и сам тому рад.
Устал - глагол. уставать, 1 спр., ед.ч., прош.в.,муж.р.
96. Рассмотрите таблицу. Расскажите по ней о том, Какие существительные относятся к первому, второму и третьему склонению. Приведите примеры.
К 1 - ому склонению относятся существительные жен. и муж. рода с окончаниями в имен. п. ед. ч. на -а, -я. Сетка, пакля, юноша, дядя.
Ко 2 - ому склонению относятся существительные муж. р. с окончаниями в имен. п. ед. ч. на согласную и среднего рода с окончаниями на - о, - е. Поле, окно, яблоко, домишко.
К 3 - ему склонению относятся существительные жен. рода с окончаниями в имен.м п. ед. ч. на согласный с - ъ . Радость, мышь, ночь, день.
97. Обозначьте границы предложения, поставив в конце каждого нужно знак. Укажите цифрами склонение имен существительных. На какие две части можно разбить данный текст? О чём говорится в каждой части?
Дом (2) стоял (стой) в глухом(предло+прил.), заброшенном саду (2). Каждую ночь (3) нас будил стук (2) диких яблок(2), падавших с веток (1) на его тесовую (тёс) крышу (1). Дом (2) был завален удочками (1), дробью (3), яблоками (2) и сухими листьями (2).
Мы в нём только ночевали (ночь). Все дни (2), от рассвета (2) до темноты (тёмный), мы проводили на берегах (берег) (2) бесчисленных озер (2). Там мы ловили рыбу (1).
Будил - глагол, 2 спр.; пр.вр., ед.ч., муж.р.
Текст можно разбить на две части. В первой части автор описывает дом. Во 2 части автор рассказывает о том, как и где они ловили рыбу.
98. Выпишите в левый столбик существительные 3 - го склонения, а в правый - не 3 - го склонение. Поставьте ь там, где он необходим. Составьте предложения с выделенными словами.
Существительные 3 -го склонения | Существительные не 3 - го склонения |
Вещь, ночь, молодёжь, дрожь, помощь, речь, рожь, дочь, ложь, дичь, полночь, мощь, глушь. |
Шалаш, товарищ, (сушка) груши, сторож, этаж, ключ, врач, (постройка) дач, (много) луж, плащ, лещ, обруч, ёжик, (из-за) туч, (много) задач, богач, чертеж, малыш, кирпич, луч. |
Молодежь нашей страны уделяет много времени и занятием спортом. Его речь была отрывистой непонятной. Поле колосится золотая рожь. Мы долго шли по лесу и зашли в его самую глушь. Его товарищ работал сталеваром. Луч солнца пробился из-за серых туч.
99. Рассмотрите таблицу " Окончание - е и - и у существительных в единственном числе ". Почему в неё включены только три падежа: родительный, дательный и предложный? Какое правило вы вспомнили? Это правило не относится к существительным с окончаниями на - ия, - ие, - ий!
В таблицу включены только три падежи: родительный, дательный и предложный, потому что только в этих падежах у существительных в единственном числе бывает окончания - е и - и. Мы вспомнили правила " Буквы - е и - и в падежных окончаниях имен существительных в единственном числе ".
100. Выпишите имена существительные недописанными окончаниями вместе с теми словами, от которых задается падежный вопрос. Укажите склонение и падеж.
1. Выйти (1-ое скл., д.п.) к опушке. 2. Расположились (1-ое скл., п.п.) на поляне. 3. Край (1-ое скл., р.п.) рощи. 4. Нет (3-е скл., р.п.) тени. 5. Скрываться (3-е скл.,р.п.) в поросли. 6. Запах (3-е скл.,р.п.) полыни. 7. Играют (3-е скл.,п.п.) в зелени. 8. Купается (2-ое скл.,п.п.) в блеске. 9. Радостно (2-ое скл.,п.п.) на сердце.
Играют - глагол, 1 спр.; наст.вр., 3-е л., ед.ч.
101. Допишите падежные окончания существительных. Обозначьте их склонение и падеж.
Ездили к тетке (1-ое скл, д.п.),
К тетке (1-ое скл.,д.п.) чечетке (1-ое скл.,д.п.)
Сорок четыре
Весёлых чижа:
Чиж на оглобле (1-ое скл.,п.п.)
Чиж на дуге.(1-ое скл.,п.п.)
Чиж на трамвае,
Чиж на машине (1-ое скл.,п.п.),
Чиж на телеге (1-ое скл.,п.п.),
Чиж на возу ....<...>
(С.Маршак и Д.Хармс)