§ 20. Имя существительное -

93. Прочитайте  стихотворный отрывок и назовите его автора. Выпишите имя существительное. Определите их род и число.

В свете (м.р.,ед.ч.), диво (ср.р.,ед.ч.), море (ср.р.,ед.ч.), вой (м.р.,ед.ч.), на берег (м.р.,ед.ч.), в беге (м.р.,ед.ч.), на бреге (м.р.,ед.ч.), в чешуе (ж.р.,ед.ч.), жар (м.р.,ед.ч.), богатыря (м.р.,ед.ч.), красавцы (м.р.,мн.ч.), великаны (м.р.,мн.ч.), на подбор (м.р.,ед.ч.), дядька (м.р.,ед.ч.), Черномор (м.р.,ед.ч.)

Автор стихитворения А.С.Пушкин.



94. Почему каждому падежу относятся 2 падежных вопроса? Приведите по  по два - три примера существительных, отвечающих на вопросы кто? И что?



Каждому падежу относятся два падежных вопроса, потому что есть одушевлённые предметы и неодушевлённые. Кто? - человек, мама, Лев. Что? - стол, машина, кабинет.



95. Спишите, раскрывая скобки. Над выделенными существительными надпишите их падеж и число.

1. Судья о людях (о - предлог) не по словам, а по деламело) (д. п., мн. ч.). 2.Не за свое (за - предлог) дела (в. п., ед. ч.)  не берись (не с глаг.), а за своим (за - предлог) делом (т. п., ед. ч.) не ленись (не с глаголом). 3. Почин дороже дела (р. п., ед. ч.). 4. Устал,  не  от дела (от- предлог) (пр.п., ед. ч.), а от безделья (приставка -без,  всегда е). 5. Не спеши (не с глаголом) языком,  торопись (торопится)  делом (т. п., ед. ч.).  6. Пошло дело на лад, и сам тому рад.
Устал - глагол. уставать, 1 спр., ед.ч., прош.в.,муж.р.



96. Рассмотрите таблицу. Расскажите по ней о том, Какие существительные относятся к первому, второму и третьему склонению. Приведите примеры.

К 1 - ому склонению относятся существительные жен. и муж. рода с окончаниями в имен. п. ед. ч. на -а, -я. Сетка, пакля, юноша, дядя.
Ко 2 - ому склонению относятся существительные муж. р. с окончаниями в имен. п. ед. ч. на согласную и среднего рода с окончаниями на - о, - е. Поле, окно, яблоко, домишко.
К 3 - ему склонению относятся существительные жен. рода с окончаниями в имен.м п. ед. ч. на согласный с - ъ .  Радость, мышь, ночь, день.



97. Обозначьте границы предложения, поставив в конце каждого нужно знак. Укажите цифрами склонение имен существительных. На какие две части можно разбить данный текст? О чём говорится в каждой части?

Дом (2) стоял (стой) в глухом(предло+прил.), заброшенном саду (2). Каждую ночь (3) нас будил стук (2) диких яблок(2), падавших с веток (1) на его тесовую (тёс) крышу (1). Дом (2) был завален удочками (1), дробью (3), яблоками (2) и сухими листьями (2).
Мы в нём только ночевали (ночь). Все дни (2), от рассвета (2) до темноты (тёмный), мы проводили на берегах (берег) (2) бесчисленных озер (2). Там мы ловили рыбу (1).
Будил - глагол, 2 спр.; пр.вр., ед.ч., муж.р.

Текст можно разбить на две части. В первой части автор описывает дом. Во 2 части автор рассказывает о том, как и где они ловили рыбу.



98. Выпишите в левый столбик существительные 3 - го склонения, а в правый - не 3 - го склонение. Поставьте ь там, где он необходим. Составьте предложения с выделенными словами.

Существительные 3 -го склонения Существительные не 3 - го склонения

Вещь,
ночь,
молодёжь,
дрожь,
помощь,
речь,
рожь,
дочь,
ложь,
дичь,
полночь,
мощь,
глушь.
Шалаш,
товарищ,
(сушка) груши,
сторож,
этаж,
ключ,
врач,
(постройка) дач,
(много) луж,
плащ,
лещ,
обруч,
ёжик,
(из-за) туч,
(много) задач,
богач,
чертеж,
малыш,
кирпич,
луч.


Молодежь нашей страны уделяет много времени и занятием спортом. Его речь была отрывистой непонятной. Поле колосится золотая рожь. Мы долго шли по лесу и зашли в его самую глушь. Его товарищ работал сталеваром. Луч солнца пробился из-за серых туч.




99. Рассмотрите таблицу  " Окончание - е и - и у существительных в единственном числе ". Почему в неё включены только три падежа: родительный, дательный и предложный? Какое правило вы вспомнили? Это правило не относится к существительным с окончаниями на - ия, - ие, - ий!

В таблицу включены только три падежи: родительный, дательный и предложный, потому что только в этих падежах у существительных в единственном числе бывает окончания - е и - и. Мы вспомнили правила " Буквы - е и - и в падежных окончаниях имен существительных в единственном числе ".



100.  Выпишите имена существительные  недописанными окончаниями вместе с теми словами, от которых задается падежный вопрос. Укажите склонение и падеж.

1. Выйти (1-ое скл., д.п.) к опушке. 2. Расположились (1-ое скл., п.п.) на поляне. 3. Край (1-ое скл., р.п.) рощи. 4. Нет (3-е скл., р.п.) тени. 5.  Скрываться (3-е скл.,р.п.) в поросли. 6. Запах (3-е скл.,р.п.) полыни. 7. Играют (3-е скл.,п.п.) в зелени. 8. Купается (2-ое скл.,п.п.) в блеске. 9. Радостно (2-ое скл.,п.п.) на сердце.

Играют - глагол, 1 спр.; наст.вр., 3-е л., ед.ч.



101. Допишите падежные окончания существительных. Обозначьте их склонение и падеж.

Ездили к тетке (1-ое скл, д.п.),
К тетке (1-ое скл.,д.п.) чечетке (1-ое скл.,д.п.)
Сорок четыре
Весёлых чижа:
Чиж на оглобле (1-ое скл.,п.п.)
Чиж на дуге.(1-ое скл.,п.п.)
Чиж на трамвае,
Чиж на машине (1-ое скл.,п.п.),
Чиж на телеге (1-ое скл.,п.п.),
Чиж на возу ....<...>
(С.Маршак и Д.Хармс)