§ 25. Пунктуация -

122. Прочитайте сначала про себя, потом вслух. Бывает ли то, о чём говорится в этом забавном стихотворение? Где нужно поставить точки и запятые, чтобы устранить несуразности, нелепости? Докажите, что знаки препинания помогают правильно понять смысл написанного.

Очень-очень
Странный вид:
Речка за окном, горит
Чей-то дом,
Хвостом виляет
Песик, из ружья
Стреляет
Мальчик,
Чуть не сломал
Мышку
Кот, в очках
Читает книжку
Старый дед,
Влетел в окно
Воробей,
Схватил зерно
Да как крикнет, улетая:
- Вот что значит запятая!
(Б. Заходер)

То, о чём говорится в стихотворении, если бы не было запятых, не бывает. Если правильно расставить запятые, то можно устранить несуразности и нелепости. Запятые очень важны в предложениях, так как их местоположение может повлиять на смысл предложения.



123. Прочитайте текст. Что мешает его пониманию? Озаглавьте текст, разбейте его на два абзаца. Спишите, ставя в конце каждого предложения нужный знак препинания.

Морозное утро

С каждым часом ночь холодеет. К рассвету воздух уже обжигает лицо легким морозом. Полотнища палатки чуть-чуть провисают, и трава седеет от первого утренний утренника.
Пора вставать. На востоке уже наливается тихим светом заря. Уже виднеются огромные очертания ив, уже меркнут звезды. (К. Паустовский)

Пониманию текста мешает отсутствие знаков препинания.


124. Что записано слева, а что справа? Можно ли сказать, что поэт Э. Успенский соединил слова в предложении без синтаксических ошибок? Но почему мы улыбаемся, читая это четверостишие?

Слева написанные слова, а справа - предложения. Поэт Э. Успенский соединил слова в предложении без синтаксических ошибок. Мы улыбаемся, читая это четверостишье, потому что в нём нелепости и несуразности.



125. Составьте и запишите по два предложения из каждой цепочки слов. Докажите на основе составленных предложений, что даже из одних и тех же слов можно составить самые разные предложения и выразить самые разные мысли.

1. Одинокий, путник, у, дуб, остановился, высокий. - У высокого дуба остановился одинокий путник. Путник остановился у высокого, оодинокого дуба.
2. Зима, лепить, снеговик, дети, быстро, весёлые, на пруду. - Зимой на пруду дети быстро и весело слепили снеговика. Весёлые дети быстро слепили снеговика зимой на пруду.



126. Сколько знаков препинания в русской пунктуации? Назовите известные вам. Какие из них ставится в конце предложения? Какие знаки препинания доступны для набора в вашем мобильном устройстве?

В русской пунктуации десять знаков препинания: точка, запятая, восклицательный знак, вопросительный знак, точка с запятой, двоеточие, кавычки, тире, многоточие, скобки. В конце предложения ставится:точка, вопросительный знак, восклицательный знак и многоточие. На мобильном телефоне доступно все знаки препинания.


127. Прочитайте текст и определите его основную мысль. Сжато, в 3- 4 предложениях, изложите содержание этого текста.



Убедимся  -  глагол, н.ф. - убедиться, 2 спр., сов.вид., 3-е л., мн.ч.

Основная мысль текста: знаки препинания очень важны на письме и для чтения, без них смысл текста может измениться или совсем не понять правильно.

Пересказ
А. Чехов писал, что знаки препинания служат нотами при чтении. Так ли это на самом деле? Если мы возьмем текст, в котором нет знаков препинания, нам будет очень сложно понять его смысл. Оказывается в Древней Руси писали не только без знаков препинания, но и все слова слитно, поэтому древние рукописи очень сложно понять.