§ 26. Словосочетание -

128. Обозначьте смысловые связи между глаголами и зависимым словами словосочетания.






129. Прочитайте стихотворение Ю. Владимирова. В некоторых словосочетаниях нарушена смысловая связь, Это вызывает у нас улыбку. Найдите этот эти словосочетания. Выпишите словосочетания из первой части стиха , обозначая графически главное и зависимое слово.

Мама сказала Нине:
- Нина, Купи в магазине
фунт мяса, бутылку кваса,
сахарный (слов.) песок (слов.),
спичечный (суффикс - еч-) коробок (короб),
масло и компот.
Деньги - вот.
Народу в лавке масса,
Большая очередь в кассу,
наконец очередь Нинки
Нина твердит без запинки:
- Дайте фунт класса,
бутылку мясо,
спичечный песок,
сахарный коробок,
масло и компот.
Деньги - вот.



Смешные словосочетания? Фунт класса, бутылку мясо, спичечный песок, сахарный коробок.



130. Составьте словосочетания. Отметьте в них крестиком Главные слова. Какое правило вы использовали, вставляя пропущенные буквы?





131. Из данных ниже слов выберите те, которые могут быть связаны по смыслу со словами буква и звук. Составьте словосочетания. Запишите их. Обозначьте в словосочетаниях главное и зависимое слово.





132 Выпишите вначале словосочетания, а затем слова. Обозначьте в словосочетаниях главное слово. Укажите четыре разные части речи.



Слова: урок, на уроке, читал, беседа, посещение, в музее, музейный.
Существительное: начало, урока, книга, знания, класс, товарищи, музей, беседа, посещение.
Прилагательные: интересное, компьютерный, музейный
Глаголы: читаем, стремиться, беседовать, посетить, посещать, читал.
Наречия: изредка.





133. Диктант. Обозначьте в словосочетаниях главное слово., Укажите, Какой частью речи оно является. Укажите слова с проверяемыми безударными гласными в корне.



Слова с проверяемыми безударными гласными в корне: гостей, обращайся, приближается.




134.  1. Замените словосочетание " существительное + существительное ) словосочетаниями ( прилагательное + существительное ). Запиши, составьте предложения с любыми двумя словосочетаниями.




Собрание класса состоится в следующую среду в 6:00 вечера. Городские жители дружно вышли на Весенний субботник.



135. Составьте предложения, употребив в них сочетания данных ниже глаголов со словом доска.


Нужно стереть всё с доски. Учитель хотел вызывать меня к доске. Ученик долго стоял у доски, но так и не решил задачу. Васе нужно подойти к доске, чтобы ответить на вопросы учителя. Ваня, помоги мне повесить на доску карту. Сегодня мы списывали с доски новые словарные слова. Нужно разделить доску на две части, когда решают задачи два ученика. Пожалуйста, внимательно смотрите на доску. Маша решила уровнение и  отошла  от доски.



136. Прочитайте текст. Найдите два предложения, в которых сформулирована основная мысль высказывания. Выпишите 5 словосочетаний " существительное + существительное ".

Основная мысль текста: нет ничего такого в жизни и  в нашем сознании, что нельзя было бы передать  русским словом. Нет таких звуков, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых  не нашлось бы в нашем языке точного выражения.





137. В какой колонке приводятся сочетания главных членов ( подлежащего и сказуемого ), а в какой данны словосочетания? Подчеркните подлежащее одной чертой, а сказуемое двумя.



В левой колонке приводятся сочетания главных членов ( подлежащего и сказуемого ), а в правый данны словосочетания.



138. Ученик сделал заготовки к предстоящему сочинению. Он записал словосочетания. Определите тему его сочинение. Как можно его озаглавить? Расскажите о том, что случилось на птичьем дворе.

Темы сочинения - описание происшествия на птичьем дворе. Его можно озаглавить  " Случай на птичьем дворе ". На птичьем дворе паслись куры. Внезапно прилетел страшный коршун, который сильно напугал кур. Они сгрупировались в кучу. Добрая птичница смотрит волновало в небо, но в друг её муж берёт в руки ружье. Прозвучал громкий выстрел в воздухе. Коршун улетел, беда миновала.