§ 29. Виды предложений по цели высказывания -

 145. Прочитайте текст соответствии с обозначенными паузами внутри предложения. В каких предложениях можно сделать паузу, хотя она не обозначена? Запишите второе предложение и покажите стрелками повышению или понижение голоса.

Паузу можно сделать предложениях. Это и вправду было как в сказке. Лес прощается с солнцем.






146. Послушайте, как можно прочитать по разному побудительное предложение. При первом чтении выразите голосом дружеский совет, при втором - настойчивое требование. Знак ↑ показывает, какое из слов можно выделить, произнести более высоким тоном. Оцените, удалось ли читающему передать заданную интонацию.

Задание для самостоятельного решения.



147. Составьте ( устно ) предложение, которое побуждает кого-либо: 1. Написать о своих занятиях в школе кому-либо из знакомых; 2. Рассказать о походе; 3. Помочь родным по хозяйству.


1. Тебе обязательно нужно написать о своих занятиях в школе папе.
2. Расскажите, пожалуйста, нам о вашем последнем походе в горы.
3. Пожалуйста, помоги своей бабушке привести в порядок двор.




148. Назовите в каждом предложении слова, выделенные значком ↑. В этом слове содержится вопрос. На него приходится наибольшее повышение голоса. Прочитайте вопросительные предложения вслух.


1. Кто. Ребята.
2. Когда. Ребята.
3. Куда. В поход.
4. Пойдут . Пойдут.



149. О чём говорит руководитель похода ребятам: что требует от них, какой распорядок дня планирует, О чём спрашивает? Используйте для этого разные по цели высказывания предложения.


Все должны внимательно меня слушать во время похода! Боря, ты взял с собой спальный мешок? Кого еще нет? Мы с вами должны до обеда дойти до реки, там у нас будет привал, а затем мы пойдём дальше к пещере.



150. Прочитайте стихотворение выразительно, выделяя интонацией повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.