§ 49. Диалог -

251. Разделитесь на три команды. Ученики из двух команд по очереди читают каждую реплику из чтихотворения Н. Найденовой с заданной интонацией. Ученики третьей команды внимательно слушают и оценивают точность и выразительность интонации и таким образом определяют команду-победителя.




252. Прочитайте отрывок из повести В. Короленко "Слепой музыкант". Определите, сколько человек участвует в диалоге. Определите знаки препинания при диалоге.




Слова каждого лица в диалоге пишутся с новой строки, а перед ней ставится тире. Если реплика сопровождается словами автора, ставятся те же знаки препинания, что при прямой речи, но без кавычек.



253. Вставьте подходящие по смыслу слова, избегая повторения глагола сказал, затем перепишите. Объясните, какую роль выполянет первое и второе тире в каждом предложении. Укажите предложение с обращением.

- Здравствуй, Ваня (обращение)! Куда ты идешь? - спросила Катя.
- К Пете. Он заболел, - ответил Ваня.
- А что с ним случилось? - поинтересовалась Катя.
- Катался с горки, неудачно упал и сломал руку, - сказал Ваня.
- Ты к нему надолго? - проговорила Катя.
- На весь вечер, - пояснил Ваня.

Первое тире в каждом предложении выделяет реплику в диалоге. Второе тире отделяет прямую речь от слов автора.




254. Можно ли этот ряд предложений назвать текстом? Докажите свое мнение. Переставьте предложения так, чтлбы можно было понять разговор детей. Запишите его в форме диалога.

- Что это? - спросил вдруг Костя, приподняв голову.
Павел прислушался.
- Это куличики летят, посвистывают.
- Куда же они летят?
- А туда, где, говорят, зимы не бывает (не с глаг.), - объяснил (разделит. ъ) Павел.
- А разве есть такая земля?
- Есть.
- Далеко? (даль)
- Далеко, далеко, за теплаыми морями. (И.Тургенев)



255. Вы решили навестить заболевшую одноклассницу. Когда вы вошли в ее комнату, то увидели ... Включите в ваш рассказ диалог. Придумайте всем участникам диалога имена. Вы тоже можете поучаствовать в нем.





256. Продолжите и запишите телефонный разговор, употребляя вежливую форму обращения. Используйте (по возможности) слова, данные в рамке на с.118.

- Здравствуйте! Попросите, пожалуйста, Арсения.
- Здравствуйте! Арсения нет дома.
- Передайте ему, пожалуйста, что завтра будет контрольная по математике.
- Хорошо, обязательно передам.
- Спасибо. До свидания.
- До свидания.