§ 68. Синонимы -

359. Докажите, пользуясь в нужных случаях материалом для справок, что данные ниже слова - синонимы.

Метель, пурга, буран - снежная буря; зной, жара - высокая температура воздуха; дорожка, тропинка - узкая полоса земли, протоптанная для ходьбы; алфавит, азбука - перечень букв в определенном порядке.




360. Выберите синонимы к словам родина, бесконечный, охранять и запишите их. Составьте предложения с двумя прилагательными-синонимами.

Родина - отечетсво, отчизна.
Бесконечный - бескрайний, беспредельный.
Охранять - оберегать, караулить.

Быстро плывут корабли по бескрайнему морю. Лестница вниз кажется бесконечной.



361. Выберите из данных слов синонимы и запишите отдельно каждую группу синонимов. Какой частью речи являются синонимы каждой группы?

Мчаться, нестись, лететь, бежать - глаголы.
Тревожный, беспокойный - прилагательные.
Бросать, кидать, швырять - глаголы.
Пища, еда - существительные.
Огромный, громадный - прилагательные.



362. Спишите. Подчеркните синонимы, которые не только называют предмет, действие или признак, но и выражают наше отношение к ним. Составьте предложение с однородными членами, чоединенные союзом а, используя любые два синонима.

Разговор, болтовня; высокий, долговязый; глаза, очи; перегнать, обскакать; медленный, черепаший.

Гнедой конь силился обскакать поезд, а перегнать так и не смог.



363. С каким из синонимов-прилагательных могут сочетаться данные существиельные? Составьте и запишите возможные словосочетания. Какое правило вы применяли, вставляя пропущенные буквы?

Серым костюмом; пасмурным днем, серым днем; коричневые глаза, коричневые носки, карие глаза; о мокром луге, о сыром луге, о сыром воздухе; голубым небом, голубым платьем, лазурным небом.

Вставляя пропущенные буквы мы применяли правило склонение имен прилагательных.




364. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Подчеркните синонимы к слову засмеялся. Какую роль в тексте они выполняют? Укажите предложение, которое соответствует схеме.





365. Спишите. Подчеркните синонимы к слову смотреть. Писатель Б.Лавренев употребляет их для того, чтобы более точно описать изображенных на картине людей. Чем различаются по значению синонимы созерцать и смотреть? Укажите предложения, которые связаны друг с другом с помощью замены существительного местоимением.





366. Озаглавьте текст. Спишите, заменяя неоправданно повторяющиеся слова синонимами (используйте слова, помещенные в рамке). Это поможет сделать описание более точным и ярким. Объясните знаки препинания в предложении с прямой речью.





367. Озаглавьте текст. Спишите, выбирая один из данных в скобках синонимов. Поставьте недостающие знаки препинания в четвертом предложении. Какие правла вы применяли, вставяляя пропущенные буквы?





368. Сочинение. Перед вами картина И.Грабаря "Февральская лазурь". Почему она так названа? Какой февральский день изобразил художник?

Рассмотрите небо: есть ли на нем облака, какого они цвета вверху и на горизонте? Много ли снега, какого он цвета на солнце и в тени? Какова береза на переднем плане картины: что можно сказать о цвете ее ствола, ветвей и о цвете прошлогодей листвы на верхушке беерзы? Что можно сказать о других березках? Что виднеется на горизонте? Опишите все это своему товарищу, который не видел картину, так, чтобы он захотел ее посмотреть. Используйте в своем сочинении материал упр. 366.