§ 9. Правописания проверяемых согласных в корне слова -

40. Запишите проверочные слова по образцу. Обозначьте орфограмму № 3.

Луг - луга, ошибка - ошибаться, сосед - соседи, обед - обедать, трубка - трубочка,  голод - голодный,  труд - трудный, насмешка - смешить, утюг - утюги, масштаб - масштабный,
робкий - робок, ногти - ноготь. 




41. Запишите проверочные слова. Обозначьте орфограмму № 3 по образцу.





42. Спишите слова, вставляя одну из указанных букв.

Б или п? Голубка (голуби), коротка (короток), скрипка (скрипач), гибкий (гибок).
В или ф? Верёвка (верёвочка), ловкий (ловок), вышивка (вышивать), шефский (шефы).
Г или к? Сапог (сапоги), поток (потоки), враг (враги), друг (у друга), подвиг (подвиги), ногти (ногость).
Д или т? Селёдка (селёдочка), редкий (редок), меткий (меток), молотьба (молотить).
Ж или ш? Ножка (у ножек), варежка (нет варежек), ладошка (с ладошек), рубашка (нет рубашек).
З или с? Указка (указать), косьба (косить), дерзкий (дерзить), просьба (просить).



43. Выпишите пары одинаково произносимых слов. Чтобы стало ясным их значение, подберите к каждому подходящему по смыслу слова. Подчеркните в них орфограммы.

Сладкий плод - деревянный плот, зелёный луг - горький лук, женский род - маленький рот, ивовый прут - небольшой пруд, он молод - тяжёлый молот.




44. Можно ли проверить правописание выделенных гласных и согласных в корнях слов? Почему? Как называются такие гласные и согласные?



Выделенные гласные и согласные в корнях слов проверить нельзя, так как это словарные слова, их нужно запомнить. Такие гласные и согласные называются непроверяемыми. 



45. Проверьте по орфографическому словарю написание данных слов. 

Баскетбол, кросс, теннис, фигура, спортсмен, вокзал, рюкзак.



46. Подготовьтесь к игре "Пиши правильно!". Внимательно прочитайте данные слова и запомните их правописание. Закройте учебник. Разделитесь на три команды. Ученик из каждой команды на доске записывает слово, которое диктует учитель. Остальные ученики записывают слова в тетрадь. Выигрывает та команда, ученики которой совершили меньше ошибок.



Задание для самостоятельной работы.