Повторение 8 -

Контрольные вопросы и задания.

1. Что изучается в синтаксисе.

Синтаксис изучает предложения и словосочетания, как они строятся, из чего состоят, какие видя связи бывают, какие типы.

2. Какие члены предложения составляют грамматическую основу предложения?

Грамматическую основу составляют подлежащее и сказуемое.

3. Какие члены предложения распространяют грамматическую основу?

Второстепенные члены: дополнение, обстоятельство, определение.

4. На какие группы делятся предложения по:
- наличию глвных и второстепенных членов;
- цели высказывания;
- интонации?

По наличию главных и второстепенных членов предложения распространенные и нераспространенные. По цели высказывания различают повествовательные, вопросительные и победительные предложения. По интонации: восклицательные и невосклицательные.

5. Для чего нужна пунктуация?

Пунктуация помогает нам правильно читать и понимать смысл предложений, ведь без запятых, точек, тире, и так далее, мы бы просто были не в состоянии верно понимать прочитанное.

6. Какие пунктуационные правила вы изучили в этом разделе?

Тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания в предложениях и однородными членами. После обобщающего слова перед однородными членами ставится двоеточие. Обращение на письме выделяется запятыми. Запятые между простыми предложенями в составе сложного. Знаки при прямой речи в предложениях. Знаки препинания в диалогах.



257. Диктант. Объясните все известные вам случаи постановки знаков препинания. Найдите во втором абзаце текста гласные в корне слова (проверяемые и непроверяемые). Объясните название текста.



Хлеб, масло, яйца - запятые между однородными дополнениями, т.к. между ними нет союза "и".
Когда девочки уже закончили обед, - запятая между простыми предложениями в составе сложного.
- Зачем ты берешь с собой мусор? - тире перед репликой в диалоге.
- Зачем ты берешь с собой мусор? - (тире отделяет прямую речь от слов автора)

Название текста отражает смысл текста, что нельзя сорить в лесу, на природе.



258. Составьте предложения по схемам.

1) Зима наступила.
2) Дети лепили снеговика.
3) На улице шел пушистый снег.
4) Вася заливал каток и горку.
5) Веселые ребята выбежали и стали помогать Васе.



259. Составьте предложения по схемам.





260. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания.

1. Пушкин входит в нашу жизнь (жи-ши) в самом начале ее и уже не покидает (не с глаг.) до конца. (повеств., невосклиц., поэтому в конце стоит знак завершения -  точка) 2. Со слуха я знал его "Сказку о царе Салтане", "Полтавский бой", из "Полтавы", "Сон Татьяны" из "Евгения Онегина". 3. "Капитанская дочка" явилась для меня (я, р.п.) первой жизни (жи-ши) самостоятельно (соед. о в сложном слове) прочитанной книгой. 4. С того вечера я стал читателем (прочитанный) книг его, и мне бесконечно (закончено) дорого, что этим я обязан Пушкину. 5. Пушкин - певец свободы (слов.), великий патриот (слов.) и провозвестник светлого будущего своего народа. (По А.Твардовскому)



261. Сжатое изложение. Прочитайте продолжение текста упр.24.