§ 76 Суффикс -

403. Прочитайте слова, образованные от слова рыба с помощью различных суффиксов. Объясните, чем различаются по значению два любых слов.



Рыбак - человек, который занимается рыбной ловлей как промыслом. Слово обозначает профессию человека. 
Рабалка - рыбная ловля. Слово обозначает занятие человека.

Предмет: рыбак, рыбачка, рыбалка, рыбник, рыбина, рыбка, рыбешка.
Признак предмета: рыбацкий, рыбный.

Слова рыбака, рыбина, рыбешка близки по своему значению . Они все имеют значение "живущее в воде и дышащее жабрами позвоночное животное с конечностями в виде плавников, с холодной кровью и с кожей, покрытой чешуей".




404. Спишите, вставляя нужные слова. выделите суффиксы, с помощью которых образованы названия лиц (людей) по роду их занятий, по профессии. Укажите существительные 1-го и 3-го склонений.





405. Вставьте в предложение нужные слова. Выделите в них суффикс, с помощью которого образованы названия лиц по месту жительства. Укажите разницу в правописании названия города (края, страны) и названия человека, проживающего в этом городе. Запишите названия жителей вашего города, областного (краевого) центра, других городовобласти (края). Обозначьте в этих названиях суффикс (если он есть).





406. Запишите ряды однокоренных слов.





407. Подберите однокоренные слова с суффиксом -тель- к словам читать, преподавать, наблюдать, учить, водить, строить. Какое общее значение имеют подобранные слова?

Чита(ть) + -тель- = читатель
Преподава(ть) + -тель- = преподаватель
Наблюда(ть) + -тель- = наблюдатель
Учи(ть) + -тель- = учитель
Води(ть) + -тель- = водитель
Строи(ть) + -тель- = строитель

Все слова имеют общее значение "люди по роду их занятий".

Учить - у-чить
у - [у] - гласный, безударный
ч - [ч'] - согл., глухой, мягкий
и - [и] - гл., ударный
т - [т'] - согл., глухой, мягкий
ь - [-] - нет звука
5 б., 4 зв.



408. Составьте и запишите слова по данным схемам. Прочитайте в образце толкование лексического значения слова желтоватый.

Син-еват-ый - не совсем, чуть-чуть синий
Рыж-еват-ый - не совсем, чуть-чуть рыжий
Кисл-оват-ый - не совсем, чуть-чуть кислый
Сыр-оват-ый - не совсем, чуть-чуть сырой




409. Представьте, что:
  • В чашку чая положили всего один маленький кусочек сахара. Какой получился чай - сладкий или сладковатый?
  • Суп лишь слегка посолили. Какой он - соленый или солоноватый?
  • Вы попробовали лимон. Кислый он или кисловатый?
Обозначьте в записанных словах суффикс -оват-.

Чай получился сладк-ова-тый. Суп получился молон-ова-тый. Лимон кисл-ова-тый. 



410. Озаглавьте текст. Спишите, заменяя слова в скобках однокоренными словами с суффиксом -оват-. Объясните, почему писатель использовал прилагательные красноватое, розоватые, а не красное и розовые.





411. Подберите к данным словам однокоренные с суффиксами, имеющими уменьшительно-ласкательное значение. Обозначьте в словах эти суффиксы.





412. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания и подчеркивая слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Ивушка, ивушка зеленая моя!
Что же ты, ивушка, невесела стоишь
Или тебя, ивушка, солнышком печет,
Солнышком печет, частым дождичком сечет,
Под корешок ключева вода течет?



413. Озаглавьте отрывок из повести Н.Носова "Приключения Незнайки". Обозначьте уменьшительно-ласкательные суффиксы в словах. Почему в отрывке встречается много слов с этими суффиксами? Какие слова связывают четвертое и пятое предложения?





414. Академик Л.Щерба для своих учеников сочинил предложение Глокая куздра будланула бокра и кудрячит бокренка. Какие морфемы (суффиксы, окончания) помогут вам догадаться, о чем говорится в этом странном предложении и кто действующие персонажи?