§ 83 Буквы з и с на конце приставок -

437. Выберите правильное написание и обозначьте условия выбора букв з или с.

Безболезненный - приставка без- стоит перед звонким согласным б, поэтому на конце пишется буква з.
Бесплатный - приставка бес- стоит перед глухим согласным п, поэтому на конце пишется буква с.
Бескозырка - приставка бес- стоит перед глухим согласным к, поэтому на конце пишется буква с.
Вознаградить - приставка без- стоит перед звонким согласным н, поэтому на конце пишется буква з.
Воспеть - приставка бес- стоит перед глухим согласным п, поэтому на конце пишется буква с.
Взмахнуть - приставка вз- стоит перед звонким согласным м, поэтому на конце пишется буква з.
Вскрикнуть - пристака вс- стоит перед глухим согласным к, поэтому на конце пишется буква с.
Низвергаться - приставка низ- стоит перед звонким согласным в, поэтому на конце пишется буква з.
Изгибаться - приставка из- стоит перед звонким согласным г, поэтому на конце пишется буква з.
Испортить - приставка ис- стоит перед глухим согласным п, поэтому на конце пишется буква с.



438. Запишите слова с приставками на -з/-с в две колонки, обозначьте изучаемую орфограмму.

Слова с приставками на -з Слова с приставками на -с
разжимать
безжизненный
безвкусный
бесшумный
бесчисленный
сдавать (приставка -с неизм)
расчертить
расщедриться
бесчувствуенный
расшевелить
сжимать (приставка -с неизм.)
расщелина



439. Запишите 7-8 слов с буквами з и с на конце приставок. Объясните правописание этих букв. Какими частями речи являются записанные вами слова?

Разгром (сущ.), растопить (гл.), бездарный (прил.), бестолковый (прил.), излечить (гл.), исписать (гл.), издание (сущ.), ископаемые (сущ.).

В приставках на -з и -с перед звонкими согласными пишется -з, перед глухими - -с.



440. Запишите слова в две колонки: 1) с з в конце приставки; 2) с с в конце приставки. Сколько приставок в выделенном слове?





441. Составьте предложения с данными словами и словосочетаниями.

Сегодня в школе все уроки по расписанию. Учитель раздает ученикам тетради. Мы раскрыли учебники на первой странице. Дежурные после уроков стерли все с доски. Нам нужно поработать над исправлением ошибок в самостоятельной работе. Писать нужно разборчиво. Петя никак не мог вспомнить и рассказать, что он делал вчера. Учитель математики попросил нас внимательно рассмотреть таблицу. Чтобы правильно решить задачу, нужно воспользоваться правилом.



442. Подберите к каждому из данных слов однокоренные с приставками раз- (рас-) и с-. Запишите их в две колонки.

разбить
раздавать
разгрузить
разжечь
разгрести
разделать
сжечь
сгрести
расчистить
распустить
распились
сбить
спустить
сдавать
спилить
сгрузить
сделать
счистить

Жечь
ж - [ж] - согл., зв., тв.
е - [э] - гл., ударный.
ч - [ч'] - согл., глух., мягк.
ь - нет звука.
4 б., 3 зв.



443. Распределите слова на три группы: 1) с приставкой с-; 2) с приставкой на -з; 3) без приставки (в этих словах з входит в корень).





444. Диктант. Обозначьте приставки.





445. Подберите к данным словам однокоренные с указанными приставками. Обозначьте условия выбора согласных букв. В каких словах вы написали удвоенные согласные буквы? Почему? Составьте и запишите словосочетания со словами, помещенными в рамке.



Рассчитать объем, расчет по доаставке, расчетливый человек.

Мы написали удвоенные согласные буквы в словах: ввинтить, поддержать, оттаять, ссыпать, иззябнуть, рассчитать, расстроить, потому что в этих словах корень начинается на ту же согласную, на которую заканчивается приставка.



446. Прочитайте. Докажите, что перед вами текст. Спишите на выбор любые три абзаца. Обозначьте приставки. Почему поставлены три в начале строк?