§ 12. Прямая речь. Диалог -

55. Прочитайте выразительно диалог мальчика, «мужичка с ноготок», и взрослого. Объясните постановку знаков препинания в диалоге.

...И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведёт под уздцы мужичок. <...>
— Здорово, парнище!
— Ступай себе мимо!
— Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки?
— Из лесу, вестимо*, отец, слышишь, рубит, а я отвожу. <...>
— А что, у отца-то большая семья?
— Семья-то большая, да два человека всего мужиков- то: отец мой да я.

Каждая реплика начинается с новой строки, и перед каждой репликой участвующих в разговоре ставится тире.

Вестимо - конечно, разумеется.



56. Прочитайте и озаглавьте текст. Выпишите 2-3 предложения с прямой речью и постройте их схемы. • Можно ли использовать в данном тексте синонимы (см. слова в рамке) вместо выделенного слова? Почему?






57. Найдите в «Сказке о царе Салтане...» или в любой другой сказке А. Пушкина примеры предложений к каждой схеме.







58. Запишите высказывания писателей о русском языке как прямую речь. Слова автора составьте из фамилии, имени, отчества писателя и приведённых в рамках глаголов. Второе высказывание поставьте после слов автора. В составленных предложениях объясните знаки препинания. Постройте схемы получившихся предложений с прямой речью.





59. Составьте и запишите диалог из 3-4 реплик на одну из предложенных тем.

В книжном магазине.
В библиотеке.
На стадионе.
В школе на перемене.
Дома (разговор по телефону).

В книжном магазине.

В книжном магазине появилась новая книга из серии "Занимательный атлас".
- Будьте добры, покажите мне, пожалуйста, книгу о динозаврах,  - попросил Ваня.
- Возьмите. Думаю, она вас заинтересует.
- А вы не моги бы отложить ее на два часа?
- Конечно, но только на два часа: ведь эта книга интересует многих.