§ 20. Слово и его лексическое значение -

92. Спишите. При выборе пропущенных орфограмм в корнях слов учитывайте лексическое значение этих слов.







93. Разъясните лексическое значение слова:

а) через раскрытие значения частей слова:
б) через указание на обобщённое понятие и отличительные признаки предмета:
в) через подбор близких по значению слов:





94. Прочитайте. Найдите многозначное слово. Кто из говорящих прав? Почему? Выпишите реплики Колечки, оформив их в виде предложений с прямой речью.





95. Одно или несколько значений имеют выделенные слова? Проверьте себя по «Толковому словарю» (см. в конце книги). Составьте пару предложений, используя любое из выделенных слов в разных значениях.

1. Какой караван не может двигаться по пустыне?
2. Какую линейку не используешь для черчения?
3. Из какого автомата нельзя стрелять?






96. Прочитайте стихотворение. Что изменилось в природе после дождя? Спишите. Подчеркните слова, употреблённые в переносном значении. В каких из них действия человека приписаны неодушевлённым предметам, т. е. используется олицетворение? • Назовите виды орфограмм на месте пропусков и скобок.






97. В каких предложениях слово капризный употребляется в переносном значении?

1. Девочка была упрямой и капризной.
2. Капризная зимняя погода принесла жителям города много неприятных неожиданностей.
3. Капризный кактус долго не расцветал.
4. Мы долго не могли завести капризный лодочный мотор.






98. Как обыгрывает значение слов такса поэт Я. Козловский? В каких значениях употребляются эти разные слова? Как они называются?






99. Подберите антонимы к прилагательным, учитывая их лексическое значение, и запишите получившиеся словосочетания. • Составьте с любыми записанными антонимами простые предложения с союзом а или но.





100. Прочитайте и озаглавьте текст. Можно ли в данном тексте выделенное слово заменить синонимами из рамки? • Выпишите слова с пропущенными буквами и со скобками, обозначьте орфограммы.






101. Спишите, устраняя неоправданное повторение выделенного слова. • Назовите виды орфограмм на месте пропусков.

Лето было сухое, д..жди почти (не)вып..дали.4 Жара ст..яла нест..рпимая. В жару ребята не выл..зали3 из реки. Но от жары и там трудно сп..стись: вода была тёплая.






102. Есть ли такие слова, которые вы часто слышите, а значения их не понимаете? Запишите несколько таких слов, объясните их значение с помощью словаря.