7. Рассмотрите схему «Компоненты речевой ситуации». Назовите все вопросы в схеме. Сколько их? Почему все стрелки соединены с овалом, в котором находятся вопросы ЧТО? КАК?
В схеме "Компоненты речевой ситуации" скмьв опросов: Кто? Что? Как? Почему? Где? Когда? Кому?
Все стрелки соединены овалом, в котором находятся вопросы: Что? Как?, потому что именно от всех компонентов зависит, что и как мы говорим, пишем.
8. Прочитайте диалоги. В каких ситуациях общение было удачным? Какие компоненты не учтены в других случаях?
9. Приближается праздник - День знаний. В каждой школе существует традиция в этот день поздравлять учителей. Какие компоненты речевой ситуации вы будете учитывать при поздравлении? Напишите поздравление, которое порадует вашего учителя.
Дорогая Наталья Николаевна!
Поздравляем Вас с Днем знаний! Желаем Вам творческих успехов, хороших учеников, крепкого здоровья, всего самого доброго!
Ваши ученики 6 класса.
Компоненты:
Почему? (поздравление с праздником)
Когда? (в День знаний)
Кому? (учителю)
Как? (доброжелательно)
Кто? (ученики)
Что? (поздравление, пожелания)
10. Прочитайте отрывок из книги известного педагога Я. Ко́рчака. Не все согласны с его мнением, что можно разрешить детям читать любые книги. А как считаете вы? Постройте рассуждение, докажите свою точку зрения.
Взрослые считают одни книги полезными, другие — вредными, те — умными, эти — глупыми. Я позволяю читать всякие книжки, не хочу, чтобы читали украдкой. И я заметил, что одни книги пробуждают желание читать, а другие, наоборот, отбивают охоту к чтению и что вовсе не книга портит ребёнка: хороший ребёнок ищет хорошую книгу, как и друзей.
И пусть ищет, и пусть ошибается и заблуждается, пока не нападёт на общество доступных ему хороших книжек...
11. Какова в действительности задача вредных советов Г. Остера? Кому эти вредные советы можно адресовать?
Никогда не мойте руки,
Шею, уши и лицо.
Это глупое занятье
Не приводит ни к чему.
Вновь испачкаются руки,
Шея, уши и лицо.
Так зачем же тратить силы,
Время попусту терять.
Стричься тоже бесполезно,
Никакого смысла нет.
К старости сама собою
Облысеет голова.
12. Запишите пословицы. Пословицы, в которых говорится об устной речи, обозначьте буквой У, о письменной речи - буквой П.
13. Напишите, как вы понимаете смысл отрывка из стихотворения В. Шефнера.
Есть слова — словно раны, слова — словно суд, —
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Образец письменного разбора.
В схеме "Компоненты речевой ситуации" скмьв опросов: Кто? Что? Как? Почему? Где? Когда? Кому?
Все стрелки соединены овалом, в котором находятся вопросы: Что? Как?, потому что именно от всех компонентов зависит, что и как мы говорим, пишем.
8. Прочитайте диалоги. В каких ситуациях общение было удачным? Какие компоненты не учтены в других случаях?
9. Приближается праздник - День знаний. В каждой школе существует традиция в этот день поздравлять учителей. Какие компоненты речевой ситуации вы будете учитывать при поздравлении? Напишите поздравление, которое порадует вашего учителя.
Дорогая Наталья Николаевна!
Поздравляем Вас с Днем знаний! Желаем Вам творческих успехов, хороших учеников, крепкого здоровья, всего самого доброго!
Ваши ученики 6 класса.
Компоненты:
Почему? (поздравление с праздником)
Когда? (в День знаний)
Кому? (учителю)
Как? (доброжелательно)
Кто? (ученики)
Что? (поздравление, пожелания)
10. Прочитайте отрывок из книги известного педагога Я. Ко́рчака. Не все согласны с его мнением, что можно разрешить детям читать любые книги. А как считаете вы? Постройте рассуждение, докажите свою точку зрения.
Взрослые считают одни книги полезными, другие — вредными, те — умными, эти — глупыми. Я позволяю читать всякие книжки, не хочу, чтобы читали украдкой. И я заметил, что одни книги пробуждают желание читать, а другие, наоборот, отбивают охоту к чтению и что вовсе не книга портит ребёнка: хороший ребёнок ищет хорошую книгу, как и друзей.
И пусть ищет, и пусть ошибается и заблуждается, пока не нападёт на общество доступных ему хороших книжек...
11. Какова в действительности задача вредных советов Г. Остера? Кому эти вредные советы можно адресовать?
Никогда не мойте руки,
Шею, уши и лицо.
Это глупое занятье
Не приводит ни к чему.
Вновь испачкаются руки,
Шея, уши и лицо.
Так зачем же тратить силы,
Время попусту терять.
Стричься тоже бесполезно,
Никакого смысла нет.
К старости сама собою
Облысеет голова.
12. Запишите пословицы. Пословицы, в которых говорится об устной речи, обозначьте буквой У, о письменной речи - буквой П.
13. Напишите, как вы понимаете смысл отрывка из стихотворения В. Шефнера.
Есть слова — словно раны, слова — словно суд, —
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Образец письменного разбора.