§ 52. Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик) -

292. Спишите, обозначая условия выбора изучаемой орфограммы (см. образец в правиле).






293. Ч или щ? Обозначьте суффикс, в скобках запишите слово, от которого образовано данное существительное. • Какое из значений глагола копировать использовано при образовании выделенного существительного?





294. Прочитайте и озаглавьте текст. На месте пропусков вставьте существительные, называющие лиц по профессии. Каким способом они образованы? • Объясните постановку тире в первом предложении. • Какие предложения связаны с помощью однокоренных слов?

Строительные специальности.

Строитель - это не одна, а много разных профессий.
Чтобы построить большой дом, укладывают немало камня или кирпича. Это делают каменщики. Нужно установить арматуру. Эту работу выполняют арматурщики. Надо сварить металлические части. Этим занимаются сварщики. Долго пришлось бы перечислять всех, кто возводит прекрасные современные дома.



295. По данному толкованию узнайте слова и запишите их. Обозначьте в них условия выбора букв ч и щ в суффиксе -чик (-щик). • Какие ещё значения слова разведчик вам известны? • Как образованы записанные существительные?






296. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Обозначьте условия выбора буквы ь для обозначения мягкости согласных. • Составьте схему 2-го предложения.





297. Распределите слова по видам орфограмм.

1. Барабанщик, каменщик, стаканчик, лимончик, ночка, свечка, почта, мечта, сварщик, сборщик, доменщик, помощник, скворечник.

2. Объявление, подъем.



298. Диктант. Графически обозначьте вставленные орфограммы.