Повторение -

231. Диктант из слов с непроверяемыми орфограммами, правописание которых изучалось в теме «Словообразование. Орфография».

Салфетка, бахрома, карниз, квартира, аккруатный, опрятный, чистоплотный, стройный, статный, генерал, лейтенант, командир, корреспондент, состязание, подражать, поражение, телеграмма, великолепный, предмет, препятствие, премьера.




232. На основе материалов § 31, 33, 41-43 составьте и запишите сложный план сообщения о составе слова и способах словообразования. Расскажите по нему о словообразовании в русском языке, приведите примеры.

План:

1. Значимые части слова (морфемы).
2. Способы образования слов (кроме сложения):
а) приставочный;
б) суффиксальный;
в) приставочно-суффиксальный;
г) бессуфиксальный.
3. Сложение как способ образования слов:
а) сложение основ с соед. гласной;
б) сложение сокращенных основ;
в) сложение целых слов.
4. Переход из одной части в другую.


233. Распределите приведённые слова в соответствии со способом их образования. Подберите свои примеры (существительные, прилагательные, глаголы) на каждый способ словообразования.





234. Дополните списки слов 2-3 примерами каждого способа образования сложных слов.

1. Сложение двух целых слов: ракета-носитель, лётчик-космонавт.
2. Сложение части слова с целым словом: физкультура, драмкружок.
3. Сложение полных основ с помощью соединительных гласных о, е: верхолаз, полевод, черноглазый, ракетоноситель.
4. Сложение сокращённых основ: профком, ПДД, вуз.





235. Заполните таблицу «Гласные буквы в корне слова» 3-4 примерами на каждый вид орфограммы.





236. Вспомните виды орфограмм на тему «Гласные и согласные буквы в приставках» и запишите по 4-5 примеров каждого вида, обозначая в записанных словах соответствующие орфограммы.






237. Прочитайте текст о том, как поёт жаворонок. Найдите 3-4 примера морфемных способов образования слов. • Вы заметили, что некоторые слова повторяются от 2 до 4 раз? Попытайтесь объяснить наличие повторяющихся слов в тексте.

Взлетел (пристав.), серебряным (суф.), бубунчиком (суф.), песенка (суф.).



238. Прочитайте текст. В какое время года описывает красоту Москвы К. Симонов? Что бы вы добавили к этому описанию? Выпишите слова с пропусками и со скобками, обозначая орфограммы. • Укажите предложения с однородными членами и объясните расстановку запятых в них.





239. Составьте предложения, опираясь на текст, в котором К. Симонов описывает Москву, её красоту (см. упр. 238).

Розовато-холодный рассвет.
Можно окинуть взором Москву, пустынные набережные.
Бороднское поле.
Высятся цепи Крымского моста.
Кажущиеся отсюда маленькими вагончики метро.
Начинается Арбат.



240. Как можно озаглавить стихотворение О. Шестинского? Как образованы выделенные слова? Вспомните другие слова, в которых используется корень сам-.





241. Диктант. Обозначьте части слов, в которых имеются орфограммы. Вставьте пропущенные знаки препинания.