§ 100. Орфография -

596. Спишите, обозначая условия выбора вставленных орфограмм.






597. Заполните таблицу «Правописание гласных в корнях и суффиксах слов» своими примерами. С какими разделами науки о языке и как связан выбор орфограмм - гласных букв в суффиксах?

Орфограммы Примеры
В корне коснуться - касаться
предлагать - предложить
вдали - даль
расти - выращивать - отрасль
вытирать - вытрет
собирать - соберет
черный - чернеет
программа
брошюра
шов
В суффиксе беседовать - беседую
зайчонок
книжечка
ситцевый
парчовый



598. Составьте таблицу «Правописание согласных в корнях и суффиксах слов» и заполните её примерами (см. образец в упр. 597). Обозначьте в словах условия выбора правильного написания.

Орфограммы Примеры
В корне местный - место
лодка - лодочка
вокзал
праздник
чувство - надо запоминать
В суффиксе киргизский
рыбацкий
кожаный
обыкновенный;
деревянный, ветреный - исключения



599. Н или нн? Запишите слова в две колонки. Обозначьте условия выбора орфограммы на месте скобок.

Одна "н": труженик, гостиница, юность, ученый, львиный.
Две "нн": современник, ванная, сторонник, племянник, истинный, пленник, утренник.



600. Спишите, обозначая приставки. Укажите предложение, которое соответствует схеме:





601. Вспомните виды орфограмм в окончаниях слов. Запишите по 4—5 примеров, обозначая в словах условия выбора соответствующих орфограмм.






602. Запишите по 3-4 слова с о, е, ё после шипящих: а) в корнях слов; б) в суффиксах существительных и прилагательных; в) в окончаниях существительных, прилагательных и глаголов. От каких условий зависит выбор этих букв?

1. Черный, желтый, крыжовник (искл.).
2. Ситцевый, парчовый, девчонка, книжечка.
3. Ключом, товарищем, большому, горячему, бережет.



603. Сгруппируйте слова по видам орфограмм «Употребление и неупотребление буквы ь на конце слов после шипящих» в разных частях речи. Добавьте в каждую группу по 2-3 своих примера.

1. ь на конце сущ.: печь, мелочь, молодежь, немощь, пустошь, рощ, товарищ.
2. ь в н/ф глагола: прижечь, лечь, пренебречь, приналечь, привлечь, превозмочь.
3. ь в повелительном наклонении глогола: обозначь, не тревожь, преувличь, въешь, обеспечь.
4. ь во 2-м лице ед.ч. глагола: возьмешь, рассчитаешь, съешь.
5. Отсутствие ь на конце кратких прилагательных: свеж, линюч, трескуч, тягуч.



604. Вспомните изученные виды орфограмм, связанные со слитным и раздельным написанием не. Запишите по 2 примера на каждый вид орфограмм. Составьте с любыми записанными словами простые предложения с однородными членами.

1. Не с сущ. и прилаг.: неряха; неприятный; не друг, а враг.
2. Не с глаголом: недоумевать, не был, не видеть.
3. Не с местоимением: нечто, несколько, не с кем.

В этом городе мне не с кем повстречаться и поговорить.  Неряха и невежа - плохие гости.



605. Приведите примеры слитного, раздельного и дефисного написаний местоимений. Объясните орфограммы графически. В каких разрядах местоимений есть эти орфограммы?





606. Прочитайте текст. Определите его основную мысль. О чём вы задумались, познакомившись с диалогом дуба и тростинки? Графически обозначьте вставленные орфограммы.





607. Составьте диктант из 10-12 слов или словосочетаний. Используйте изученные виды орфограмм, которые показались вам наиболее трудными. Работая в парах, продиктуйте диктант, затем проверьте его написание.

Остановиться в гостинице, никто не улыбается,серебряная посуда, коснуться руки, пробовать торты, въехать на тротуар, много березовых рощ, не тревожь маму, привлечь актеров, не друг, а враг, глупый невежа, недосыпать плохо.