§ 55. Повторение изученного в 5 классе -

318. Прочитайте отрывок из книги Л.Успенского «Слово о словах». Выпишите прилагательные и укажите их род (если есть), число, падеж.

Человеческий (ж.р., ед.ч., т.п.), удивительную (ж.р., ед.ч., в.п.), простым (м.р., ед.ч., т.п.), безобидным (м.р., ед.ч., т.п.), толстых (мн.р., р.п.), трудной (ж.р., ед.ч., р.п.).




319. Рассмотрите репродукцию картины Е. В. Сыромятниковой «Первые зрители». Назовите предметы, изображённые на ней. Подберите к ним прилагательные, обозначающие размер, цвет, форму, принадлежность кому-либо. Запишите словосочетания «прилагательное +

Холст, краски, кисточки, цветы, стул, окно, шторы, ребята.
Большой, белые, синие, красные, зеленые.
Большим (каким?) холстом, о большом (о каком?) холсте, синими (какими?) красками, о синих (каких?) красках.



320. Прочитайте текст. Разделите его на три абзаца. В каких предложениях выражена основная мысль каждого абзаца? Спишите, расставляя пропущенные разделительные запятые между однородными членами. Обозначьте род, число, падеж прилагательных. Подчеркните прилагательные как члены предложения. Найдите слово, синонимы которого даны в рамке.





321. Расскажите по данной таблице о правописании гласных в падежных окончаниях прилагательных. Приведите примеры.






322. Прочитайте. Какой темой объединены эти предложения? Спишите, согласуя данные в скобках прилагательные с теми существительными, к которым они относятся. Расставьте пропущенные запятые. Обозначьте орфограммы «Е и и в падежных окончаниях существительных» и «Безударные гласные в окончаниях прилагательных». Какие слова в рамке указывают на особую тишину, спокойствие, на полное отсутствие движения, суеты, шума? Найдите в последнем предложении сравнение.





323. Спишите, употребив прилагательные, данные в скобках, в краткой форме. Расставьте пропущенные запятые. Обозначьте орфограммы «Неупотребление мягкого знака в кратких прилагательных после шипящих» и «Мягкий знак после шипящих на конце глаголов». В пятом примере укажите однородные сказуемые.





324. Сгруппируйте слова по видам орфограмм, обозначая условия выбора мягкого знака. Подчеркните краткие прилагательные с основой на шипящие.

1) Шалаш, товарищ, ночь, помощь, молодежь, речь, печь, дочь, мяч, карандаш, ключ, нож, мелочь, кирпич, дач, рощ.
2) Могуч, дремуч, похож, горяч.
3) печь, стеречь, можешь, говоришь, стричь, думаешь, беречь.



325. Заполните таблицу «Гласные о и е после шипящих в окончаниях существительных и прилагательных» 4-5 примерами, графически объясняя соответствующие орфограммы.