§ 81. Отрицательные местоимения -

462. Как образованы данные слова? • Составьте 2-3 предложения с отрицательными местоимениями.

Некого - кого, никакой - какой, никто - кто, нечего - чего, ничто - что, ничей - чей.

Это ничей котенок. Я никого не хотел беспокоить. Некого звать, никто не придет.




463. Как вы понимаете смысл стихотворения, которое называется «Ничего»? Как произносится это слово?

Слово "ничего" - отрицательное местоимение. Оно обозначает отсутствие чего-либо: лица, предмета, признака, количества.

[н'ич'иво]



464. Спишите, обозначая условия выбора не и ни в отрицательных местоимениях (см. образец в правиле). Укажите падежи отрицательных местоимений.





465. Вставьте отрицательные местоимения для усиления отрицания. Обозначьте падеж местоимений. • Подчеркните дополнения.





466. Спишите, обозначая условия выбора не и ни в отрицательных местоимениях.

1. Рядился-рядился, а ни к чему не пригодился. 2. Друг - ценный клад, недругу никто не рад. 3. Обидеть-то каждый может, а пожалеть-то некому. 4. Любят того, кто не обидит никого.



467. Запишите отрицательные местоимения с предлогами. Обозначьте условия выбора слитного и раздельного написаний не и ни в отрицательных местоимениях (см. образец в правиле). • Составьте с полученными словами словосочетания или предложения.

Не с кем, ни во что, не у кого, ни для чего, ни от кого, ни перед чем.

Не с кем дружить, ни во что не ставил, ни для чего не пригодился, ни от кого не слышал, ни перед чем не остановится.



468. Выпишите отрицательные местоимения с теми словами, с которыми они связаны, в две колонки: в первую - слитное написание, во вторую - раздельное написание. • В выписанных словосочетаниях обозначьте главное слово.

Разбежаться, отталкиваться, перепрыгнуть, соскакивать.

Атлет разбежался и перепрыгнул через планку. Надо правильно отталкиваться от земли.




469. Составьте с данными глаголами словосочетания + отрицательное местоимение с предлогом». Обозначьте падеж местоимений. • Подберите однокоренные слова к выделенному слову и запишите их.

Не разочаровался ни в чем (П.п.), не прикасался ни к чему (Д.п.), не разбирается ни в чем (П.п.), не расспрашивает ни о чем (П.п.), не рассчитывает ни на что (В.п.), не участвует ни в чем (П.п.),  не привыкнет ни к чему (Д.п.).

Разочаровался - чары, чаровать, очаровать, очароваться.



470. Спишите, обозначая условия слитного и раздельного написания не и ни. • В каких ситуациях общения вы могли бы употребить эти пословицы?

1. Никому не объять необъятного. 2. Кто привык браниться, тому ни с кем не ужиться. 3. Кто поздно приходит, тот ничего не находит.



471. Прочитайте и озаглавьте текст. Найдите в тексте местоимения, определите их разряд. Объясните изученные орфограммы в местоимениях.





472. Спишите, обозначая орфограмму «Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях».

Не спеши хватать руками, ничего, что лежит в тарелке.
Не толкай никго, кто сидит с тобой рядом, под локоть.
Ни с кем громко не разговаривай, не старайся никого перекричать.



473. Выпишите существительные, прилагательные, глаголы и местоимения в две колонки.Слитное написание | Раздельное написание





474. Диктант. Обозначьте условия выбора орфограммы «Не и ни в отрицательных местоимениях».

1. Странный, тихий, ни на что не похожий прерывистый звук слышался где-то совсем недалеко. 2. Хотя Петя и сидел на шелковице, но он никого и ничего не уивдел. 3. Нечего и говорить, как Петя обрадовался предложению покататься на рыбачьей лодке. 4. Казалось, что ни на кого не мог надеяться тонущий в море человек. 5. Ничем не отличатся Родион Жуков от матросов мятежного корабля.