§ 85. Определительные местоимения -

489. Прочитайте текст. Укажите определительные местоимения вместе с теми словами, от которых они зависят. Определите падеж, число и род этих местоимений. С какими частями речи они согласуются? • Найдите предложения с местоимениями-синонимами (см. слова в рамке). В каких из этих предложений невозможна замена их друг другом? Почему?

На самом (П.п., ед.ч., м.р.) верху, на каждой (П.п., ед.ч., ж.р.) полке, у любого (Р.п., ед.ч., м.р.) из нас, перебрать все (В.п., мн.ч.) книги, каждый (В.п., ед.ч., м.р.), день, самые (И.п., мн.ч.) разные читатели, каждая (И.п., ед.ч.,ж.р.) книга, всякому Д.п., ед.ч., м.р.) сотруднику.




490. Выпишите словосочетания с определительными местоимениями. Укажите род, падеж и число местоимений.





491. Спишите. Подчеркните определительные местоимения как члены предложения; обозначьте падеж. • Составьте схему предложения с прямой речью.






492. Просклоняйте словосочетания самая любимая книга, сама писательница, самое дорогое, само произведение. Поставьте ударение в местоимениях.

И.п. самая любимая книга, сама писательница, самое дорогое, само произведение.

Р.п. самой любимой книги, самой писательницы, самого дорогого, самого произведения.

Д.п. самой любимой книге, самой писательнице, самому дорогому, самому произведению.

В.п. самую любимую книгу, саму писательницу, самую дорогую, само произведение.

Т.п. самой любимой книгой, самой писательницей, самым дорогим, самим произведением.

П.п. о самой любимой книге, о самой писательнице, о самом дорогом, о самом произведении.



493. Вспомните и запишите слова, словосочетания на темы «Книга» и «Библиотека». Подчеркните непроверяемые орфограммы.

Титульный лист, форзац, суперобложка, комментарий, аннотация, подзаголовок, выходные данные, каталог, книгохарнилище.



494. Сочинение. Если прийти в библиотеку ночью или просто внимательно прислушаться, можно услышать много интересного. Что именно, как вы думаете? Напишите об этом сказку или рассказ (например, на темы: «Рассказ старого учебника (словаря)», «Новинки рассказывают о себе», «Подслушанный разговор» и т. д.). Пусть героями вашего сочинения будут книги, газеты, журналы. Пользуйтесь диалогом, прямой речью. Используйте, если потребуется, синонимы из рамки, а также подобранные вами слова, словосочетания (см. упр. 493).