528. Составьте и запишите словосочетания, ответив на вопросы. Обозначьте переходные глаголы (пер.), непереходные (непер.).
Строить (п.) город; возвдить (п.) дом; поднимать (п.) краном железобетонный блок; не размешал (п.) раствор для кладки; подавать (п.) контейнер с кирпичом; помогать (н.) рабочим; приваривать (п.) решетку балкона; стоять (н.) на лебедке; руководить (н.) строителями; разговаривать (н.) с прорабом; воздвигать (п.) электростанцию; не чувствовать (п.) усталости.
Строить - возводить, воздвигать (перех.).
529. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Выпишите из текста переходные глаголы вместе с существительными в винительном падеже.
530. Составьте и запишите с глаголами белеть - белить, чернеть-чернить, синеть - синить словосочетания или предложения. В словосочетаниях отметьте главное слово, в предложениях подчеркните главные члены. Над переходными глаголами напишите пер.
Белеть вдали; ьелить (п.) потолок; чернеть на горизонте; чернить (п.) человека; чинеть в небе; синить (п.) белье.
531. Выпишите глаголы, относящиеся к слову листья (лист). Являются ли переходными глаголы с суффиксом -ся (-сь)?
Опадают, летят, ложатся, кружится, валится. - Нет, они не переходные.
532. Спишите. Подчеркните возвратные глаголы.
533. Приведённые ниже словосочетания выразите возвратным глаголом, подходящим по смыслу.
534. Составьте словосочетания
535. Найдите ошибки в употреблении глаголов. Произнесите правильный вариант.
1. Я встала рано утром, умылась, причесалась, оделась. 2. Пригляделись мы к нему, познакомились поближе - видим: хороший человек. 3. Брат подружился с соседом. 4. Пассажир стал дожидаться другой остановки. 5. Дети играли в комнате.
536. Диктант. Подчеркните переходные глаголы. Укажите спряжение всех глаголов.
537. Подготовьте рассказ о спортивном соревновании на школьном стадионе.
Строить (п.) город; возвдить (п.) дом; поднимать (п.) краном железобетонный блок; не размешал (п.) раствор для кладки; подавать (п.) контейнер с кирпичом; помогать (н.) рабочим; приваривать (п.) решетку балкона; стоять (н.) на лебедке; руководить (н.) строителями; разговаривать (н.) с прорабом; воздвигать (п.) электростанцию; не чувствовать (п.) усталости.
Строить - возводить, воздвигать (перех.).
529. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Выпишите из текста переходные глаголы вместе с существительными в винительном падеже.
530. Составьте и запишите с глаголами белеть - белить, чернеть-чернить, синеть - синить словосочетания или предложения. В словосочетаниях отметьте главное слово, в предложениях подчеркните главные члены. Над переходными глаголами напишите пер.
Белеть вдали; ьелить (п.) потолок; чернеть на горизонте; чернить (п.) человека; чинеть в небе; синить (п.) белье.
531. Выпишите глаголы, относящиеся к слову листья (лист). Являются ли переходными глаголы с суффиксом -ся (-сь)?
Опадают, летят, ложатся, кружится, валится. - Нет, они не переходные.
532. Спишите. Подчеркните возвратные глаголы.
533. Приведённые ниже словосочетания выразите возвратным глаголом, подходящим по смыслу.
534. Составьте словосочетания
535. Найдите ошибки в употреблении глаголов. Произнесите правильный вариант.
1. Я встала рано утром, умылась, причесалась, оделась. 2. Пригляделись мы к нему, познакомились поближе - видим: хороший человек. 3. Брат подружился с соседом. 4. Пассажир стал дожидаться другой остановки. 5. Дети играли в комнате.
536. Диктант. Подчеркните переходные глаголы. Укажите спряжение всех глаголов.
537. Подготовьте рассказ о спортивном соревновании на школьном стадионе.