§ 94. Употребление наклонений -

562. Используя «волшебные слова» будьте добры, будьте любезны, не откажите, не смогли бы вы, пожалуйста, выразите разными способами просьбу о том, чтобы: а) вам вернули книгу; б) закрыли двери. В каком случае вы более решительно выразили просьбу, а в каких она носила более мягкий характер? Обратите внимание на интонацию.

1) Вернуть немедленно! Не смогли бывы вернуть мне книгу уже завтра? Верни-ка мне завтра книжку! Верни мне книгу завтра, пожалуйста.

2) Закрыть дверь сейчас же! Не могли бы закрыть дверь? Закрой-ка дверь! Будьте так любезны, закройте дверь, пожалуйста.




563. Прочитайте стихотворение Ю. Мориц «Заходите в гости!». Определите, кто, о чём и как просит. Каким тоном должны выражать свои просьбы благородный почтальон и хозяева дома? Выпишите отдельно глаголы в изъявительном и повелительном наклонении.





564. Прочитайте рецепт салата. Спишите, вставляя пропущенные знаки препинания. Замените глаголы в неопределённой форме глаголами в форме повелительного наклонения. Какая инструкция по приготовлению салата звучит мягче, менее категорично? Определите стиль текста.





565. Составьте связный текст на одну из тем: «Как сварить суп (борщ и т. д.)», «Как посадить деревце (цветок)», «Как отправить сообщение с мобильного телефона», «Как найти информацию в Интернете» и т. д. Используйте различные способы выражения советов.

Возьмите овощи: капусту, свеклу, морковку, картошку, лук, помидоры. Помойте их. Сварите из куска мяса бульон. Нельзя кидать все овощи сразу! Порежьте свеклу ломтиками, обжарьте на сковородке и положите в кипящий бульон. Потом порежьте и обжарьте лук и морковь, минут через пятнадцать тоже положите их в кастрюлю. Нашинкуйте капусту порежьте картофель и помидоры. Добавьте их в кастрюлю еще через пятнадцать минут. Варите еще час на небольшом огне, потом добавьте специи (перец, лавровый лист) и зелень. Через десять минут борщ готов.




566.  Определите наклонения выделенных глаголов. Спишите, заменяя их глаголами в изъявительном наклонении в будущем времени. Расставьте пропущенные знаки препинания. У вас получится текст Л. Кассиля. В каком тексте - записанном вами или тексте учебника - о мечтах Валерки говорится так, как будто они непременно сбудутся?

Валерка сразу погрузился в мечты. Корабль, настоящий корабль будет у них! Он стал прикидывать, как будет выглядеть корабль. Белогрудый и молчаливый, выплывет он на простор речной волны. А как будет называться корабль? И тут Капка сказал: "Пусть называется "Арсений Гай"!"



567. Прочитайте. Чему учит этот текст? Спишите. Подчеркните глаголы. Укажите их наклонение и вид. Подчеркните местоимения как члены предложения.





568. Диктант. Над переходными глаголами напишите сокращённо, какого они вида: сов. - совершенного, несов. - несовершенного. Подчеркните непроверяемые безударные гласные корня, над чередующимися гласными напишите букву ч.